Кто платит, тот и музыку заказывает. Это выражение на предыдущей неделе, можно сказать, зазвучало в Сургуте с новой силой. И как это часто  бывает в наше время, не без помощи соцсетей. Именно там в последние дни апреля появились записи о том, что с 1 мая завершает свою работу на трех маршрутах сети общественного транспорта предприятие «Центр».  
Оно узнаваемо своими автобусами. Десятилетиями компания эксплуатировала в основном импортную технику, в последние годы - автобусы марки «Скания». Шведская техника приспособлена к северными условиям, комфортабельна и полюбилась жителям, которым было проще отличать нужные маршруты и издалека видеть приближающуюся машину. 
Причина ухода с рынка перевозок, как рассказал директор, вынужденная. Его не устроила предлагаемая цена за километр пробега каждой из машин по линиям города. А это, в общем-то, и есть оплата труда подрядчика со стороны оператора пассажирских перевозок. Им является СПОПАТ. В офисе производственного объединения заявили, что запрашиваемая стоимость необоснованна и желаемых денег платить возможности нет. В итоге с 1 мая на линию по трем маршрутам - 45-му, 47-му и 13-му - вышли «ЛиАЗы» СПОПАТа. Корреспонденты OMEDIA! встретились с руководителями обоих предприятий. Есть ли еще шанс договориться или время упущено? Сколько еще автобусов нужно транспортной сети Сургута, чтобы быть максимально удобной для клиентов? 
«Мы отработали 25 лет, у нас огромный опыт, мы создали большое предприятие, у нас 50 автобусов в эксплуатации, мы постоянно стараемся обновлять парк, ремонтируем, все службы на месте, выполняем производственную программу - более 99%, даже когда морозы, люди выходят, ждут наши автобусы, знают, что подойдут», - говорит директор «Центра» Андрей Лупеев.
Автобусы по маршрутам 45 и 47 - это даже некоторый бренд транспортной системы Сургута. Все знали, что машины на этих рейсах не такие, как остальные. В определенные моменты истории они были новее многих, которые курсировали по дорогам Сургута. Сейчас автопарк - один из наиболее возрастных, но машины, уверяет руководитель, в хорошем состоянии, за ними ухаживают, ремонтируют, обновляют. С первого мая вся эта импортная техника - в гараже. Причина - отсутствие контракта на перевозки из-за недостаточного, по мнению руководителям, финансирования.
«До конца 2023 года у нас финансирование было в порядке, то что город выплачивал СПОПАТу, СПОПАТ выплачивал нам. Но в конце 2023 года почему-то предприятие СПОПАТ решило, что нам этих денег много, и нам сказали, что надо, тяжелые времена для СПОПАТа, надо потерпеть, расценку снизить, уговорили нас всякими путями, поставили перед фактом, пришлось нам согласиться, мы начали работу, договор заключили на 3 месяца», - вспоминает Андрей Лупеев.
«В контракте никогда не было стоимости за километр ни 200, ни 210, ни 220 рублей. Там есть базовая цена километра - условно говоря, некоторая субсидия, как принято говорить, которая покрывает выпадающие доходы за межтарифную разницу. Почему мы не можем соотношение 1 к 1, потому что будучи генеральным оператором, есть еще определенные операционные расходы, которые не несет подрядчик, а несет оператор. Приведу пример. Все автобусах пользуются безналичной системой оплаты проезда. Это стоит денег. Для центра и любого другого субподрядчика это не стоит ничего, все затраты несет СПОПАТ. Есть еще операционная деятельность: чтобы получить деньги за выполненную работу от заказчика, работает группа специалистов, которая сводит отчетность, мониторит километры, сверяет, подает в дирекцию, согласовывает. Вот 220 рублей - это тот максимум, который мы могли предложить исходя из экономики предприятия», - комментирует директор СПОПАТа Александр Попов.
Стоимость, на которой настаивает компания «Центр», эксплуатировавшая в основном маршруты 45, 47, а с недавнего времени и номер 13, составляет от 230 до 240 рублей за километр пробега одного автобуса. Именно этот диапазон цифр, как говорил руководитель предприятия, обозначался во время переговоров.
«К концу марта нам начали обещать, что пока еще документация не готова, надо еще потерпеть месяц. Мы объясняем, что за эти деньги работать мы не можем. Прошел март, мы так и не дождались никаких результатов, нас оттягивают на апрель, пролонгировали договор на месяц, 25 числа нам заявляет СПОПАТ, что мы поднимаем цену контракта на 5%. Но мы до этого объясняли, обращались в дирекцию, департамент, что этих денег мало, нам не хватает. Мы людям не смогли проиндексировать зарплату, все поднялось, цены выросли, мы с таким финансированием не можем работать», - делится Андрей Лупеев.
«Нам же как сейчас в аргумент ставят, что у меня 196 человек. Ну, давайте разбираться в деталях. До 1 мая СПОПАТ обслуживал 21 маршрут, у нас суммарный штат 294 человека. Есть коммерческое предприятие, которое обслуживало 3 маршрута с суммарным штатом 196 человек. Здесь не надо быть великим транспортником, чтобы понять, это несоизмеримые числа», - отвечает Александр Попов.
СПОПАТ - исполнитель муниципального контракта на пассажирские перевозки. Он имеет право брать в помощники субподрядчиков. До недавнего времени их было четыре, с первого мая осталось три - они согласились на условия, которые предложил СПОПАТ.
«Мы не согласились с этой суммой, в конце концов, выхода нет, мы решили ехать по этим ценам, с поднятием цены на 5%. Но СПОПАТ предоставил нам договор с уменьшением производственной программы. Они 13-й маршрут убрали с программы и тем самым у нас на 30% сократился доход. А содержание базы, автобусы, надо содержать, базу обслуживать, коммунальные расходы - это остается на наших плечах. И в итоге мы посчитали, что бизнес, который в течение 3 месяцев этого года принес нам убытков 6 миллионов, и с этой ситуацией, мы дальше не сможем работать», - резюмирует директор «Центра». 
«13-й маршрут передавался им на время. И если говорить о том, что первоначально у них 13 маршрута и не было, когда заключался с ними договор субподряда. По 47-му было изменение в рамках расписания, потому что там количество подвижного состава не соответствует нагрузкам по пассажиропотоку. Это необоснованно было с их стороны, а с другой стороны, даже если это и обосновано, да нам негде взять эти 236 рублей за километр, как я привел пример, значит, я должен не в пользу СПОПАТа платить частному перевозчику. Есть сегодняшние реалии такие, какие они есть. Поэтому мы адаптировались к этим условиям, коллеги наши три субподрядчика адаптировались к этим условиям. Да, у всех, извините за простоту слов, жизнь не сахар, но тем не менее, все работают, все выполняют свои обязательства перед городом», - говорит Александр Попов.
Разница между той ценой за километр, что предлагал субподрядчику СПОПАТ и что просила возмещать компания «Центр», в месяц выливается примерно в 12 миллионов рублей. И это существенные деньги, которые СПОПАТ платить не имеет возможности, поскольку будет делать это в ущерб собственной производственной программе. Ее уже пришлось переделывать, поскольку почти все из тридцати шесть автобусов, которые компания была вынуждена выпустить на линию, - новые. Они должны были заменить те машины, чей нормативный срок эксплуатации уже подошел к концу. По словам Александра Попова точка невозврата уже почти пройдена. А в компании готовы принять на работу персонал перевозчика «Центр»:
«Это нарушило наши планы, но в моменте. Конечно, мы не планировали и не хотели создавать вот какую-то историю, связанную с резонансном, с дискомфортом сотрудникам ООО "Центр", но если механизм запущен, если пойдет процесс перехода сотрудников в нашу организацию, ну а какой нам смысл возвращаться к этому? Эти маршруты просто останутся за нами в рамках наших муниципальных контрактов и они будут обслуживаться нами».
Руководитель автотранспортного предприятия «Центр» намерен бить во все колокола - подготовлены письма к руководству города, округа, к Президенту Российской Федерации. В СПОПАТе же заявляют - их задача по муниципальному контракту - обеспечить перевозку пассажиров. Эту работу и выполняют. Некоторые уже успели оценить первые итоги продолжающейся транспортной реформы, другим она не по нраву.
Руководитель СПОПАТа отметил, что для отличной работы транспортной схемы города предприятию необходимо от 200 до 250 машин, чей возраст и техническое состояние будут отличными. То есть эта техника не обязательно должна быть новой. В Нижневартовске, например, сургутское предприятие купило 11 подержанных автобусов возрастом от 5 до 10 лет фактически по цене одного нового – за почти 16 с половиной миллионов рублей. И эти деньги уйдут в столицу Самотлора в три транша. Практику приобретения транспортных средств на вторичном рынке готовы продолжать.